ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0003-01-2024-004540-55 |
Дата поступления | 05.02.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Дата рассмотрения | 20.02.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Номер дела в первой инстанции | 2-3311/2024 ~ М-2873/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Федоренко Елена Юрьевна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 20.02.2025 | 16:00 | 204 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 05.02.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 06.03.2025 | 12:31 | 06.03.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 07.03.2025 | 09:00 | 06.03.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Лотоцкая Ольга Сергеевна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО | 6163013494 | 616301001 | 1026103162579 |
УИД 61RS0003-01-2024-004540-55
Судья Федоренко Е.Ю.. № 2-3311/2024 (1-я инст.)
№ 33-2923/025 (2-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Полищук Л.И. Гросс И.Н.,
при секретаре Шипулиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лотоцкой Ольги Сергеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об оспаривании уведомления об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал, по апелляционной жалобе Лотоцкой Ольги Сергеевны на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия,
установила:
Лотоцкая О.С. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об оспаривании уведомления об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и обязании выдать сертификат на материнский (семейный) капитал, указав, что 26.03.2024 обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал в соответствии с ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Решением ОСФР по Ростовской области от 08.04.2024 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что на день рождения ребенка, ФИО12, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заявительница не являлась гражданкой Российской Федерации.
Истец полагает, что данное решение вынесено незаконно, поскольку на момент рождения дочери ФИО2 – 31.08.2010 – заявительница являлась гражданкой Украины и постоянно проживала на территории Донецкой Народной республики по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию данной республики по адресу: Украина, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Свидетельство о рождении дочерни Давидич Л.И. выдано по месту жительства ее родителей Приморским отделом регистрации актов гражданского состояния Мариупольского городского управления юстиции Донецкой области Украины 21.09.2010.
На момент обращения с заявлением о выдаче сертификата, истец является гражданкой Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации.
С 15.12.2023 ФИО2 также является гражданкой Российской Федерации.
Кроме того, ФИО2 является вторым ребенком в семье, первым ребенком является ФИО3 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, уроженец АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Украины.
Таким образом, Лотоцкая О.С. является гражданкой Российской Федерации, не имевшей гражданства Российской Федерации и постоянно проживавшей на территории Донецкой Народной Республики на день рождения второго ребенка (детей) по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанной республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта-Донецкой Народной Республики.
С учетом уточненных исковых требований, истец просила суд признать незаконным решение ОСФР по Ростовской области от 08.04.2024 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обязать ОСФР по Ростовской области выдать Лотоцкой О.С. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24.09.2024 в удовлетворении исковых требований Лотоцкой О.С. – отказано.
Не согласившись с решением суда, Лотоцкая О.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новое, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
ОСФР по Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят отказать в её удовлетворении.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно; не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон.
Ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ), и исходил из того, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины родившей (усыновившей) ребенка, так и ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение права, а с учетом того, что на момент рождения второго ребенка ФИО8 (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА), оба родителя не имели гражданства Российской Федерации, имели гражданство Украины, проживали на территории другого государства, Латоцкая О.С. не приобрела право на меры государственной поддержки, предусмотренные Законом № 256-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
В силу статей 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка (ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона № 256-ФЗ документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Право на дополнительные меры государственной поддержки урегулированы статьей 3 Закона № 256-ФЗ. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020; мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020; мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 01.01.2007, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей; мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 01.01.2020, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной
медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного
лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
В случаях, если мужчина, воспитывающий первого, второго ребенка или последующих детей, у которого в соответствии с пунктом 6 или 7 части 1 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанного мужчины отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, его право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей 1 в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4-5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО10 и Лотоцкая О.С. вступили в брак 23.11.2002, что подтверждено свидетельством о заключении брака, актовая запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 23.11.2002, выданным Отделом регистрации актов гражданского состоянии Жовтневого районного управления юстиции г. Мариуполя. В свидетельстве о браке указано гражданство: граждане Украины (л.д.58).
В данном браке были рождены дети: ФИО3 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, место рождения Украина, Донецкая область, г. Донецк, о чем в Книге регистрации рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА произведена соответствующая актовая запись за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Свидетельство Серия 1-НО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выдано Приморским отделом регистрации актов гражданского состояния Мариупольского городского управления юстиции Донецкой области (л.д.23-24).
ФИО2 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА рождения, место рождения Украина, Донецкая область, г. Донецк, о чем в Книге регистрации рождения 21.09.2010 произведена соответствующая актовая запись за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Свидетельство Серия 1-НО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выдано Приморским отделом регистрации актов гражданского состояния Мариупольского городского управления юстиции Донецкой области (л.д.61-62).
Лотоцкая О.С. приобрела гражданство РФ и получила паспорт гражданина Российской Федерации 05.04.2022 (л.д.13). ФИО3 (ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.) получил гражданство и паспорт гражданина Российской Федерации 04.08.2023(л.д.25)
26.02.2024 Лотоцкая О.С., посредством ЕПГУ подала заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с рождением двоих детей: ФИО3, 24.05.2005г.р. и ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. В результате рассмотрения заявления выявлено, актовые записи о рождении детей не прошли проверку по данным ЕГР ЗАГС (свидетельства о рождении выданы на территории Украины), пакет документов не был представлен в установленные законодательством сроки.
18.03.2024 ОСФР по Ростовской области вынесено решение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об отказе в удовлетворении в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ.
26.03.2024 Лотоцкая О.С. повторно обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением на выдачу сертификата МСК посредством ЕПГУ, с представлением пакета документов.
С 01.01.2024 вступили в силу изменения, касающиеся установления права на получение материнского (семейного) капитала для граждан Российской Федерации с фактом приобретен ребенком гражданства Российской Федерации по рождению, установленные Федеральным законом от 25.12.2023 № 634-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Изменения ст. 3 (в ред. ФЗ от 25.12.2023 № 634-ФЗ) не распространяются на граждан РФ, на 30.09.2022 не имевших гражданства РФ и постоянно проживавших в ДНР, ЛНР Запорожской и Херсонской области на день рождения ребенка, и имеющих право на дополнительные меры господдержки.
Судом установлено, что Лотоцкая О.С., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., уроженка г. Ленинграда, паспорт РФ выдан 05.04.2022 ГУ МВД России по Ростовской области, с 26.08.2022г. зарегистрирована и проживает по адресу; АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Таким образом, гражданство РФ приобретено ранее 30.09.2022, применение вышеуказанной статьи при рассмотрении права Лотоцкой О.С. не представляется возможным.
В свидетельстве о рождении детей 2005 и 2010 г.р., выданных на территории Украины гражданство матери указано, как " гражданка Украины".
Основания приобретения гражданства Российской Федерации по рождению были установлены ст. 12 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российское Федерации». Гражданство ребенка 2005 года рождения подтверждено паспортом РФ, выданным 04.08.202: (статья основания приобретения гражданства отсутствует); гражданство ребенка 2010 года рождения приобретено на основании ФКЗ от 04.10.2023 № 5 ФКЗ (не по рождению).
Поскольку оба родителя не являлись гражданами Российской Федерации, на момент рождения второго ребенка ФИО2 мать ребенка Лотоцкая О.С. не приобрела права на меры государственной поддержки, предусмотренные Законом № 256-ФЗ, в связи с рождением второго ребенка.
Такие выводы согласуются с позицией Президиума Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденном 22.06.2016, согласно которой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение права.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 N 175-О, для того чтобы претендовать на материнский капитал, женщина должна иметь гражданство Российской Федерации. Если российское гражданство отсутствует, прав по Закону о дополнительных мерах господдержки у матери не возникает. Причем данное требование не является дискриминационным, по мнению Конституционного Суда РФ.
Отсутствие у женщин, не являющихся гражданами Российской Федерации на момент рождения второго, третьего или последующих детей, возможности получения дополнительных мер государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала не может расцениваться как несовместимое с предписаниями положений 38 и 39 Конституции Российской Федерации, а также равенством всех перед законом и судом и равенством прав и свобод человека и гражданина (ч. 1,2 ст. 19). Это связано с тем, что принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом и судом не исключает различий и необходимости их учета законодателем.
Поскольку в ходе рассмотрения дела, доказательств нарушения прав истца пенсионным органом не установлено, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что после получения женщиной и ее детьми гражданства Российской Федерации у семьи возникает право на материнский (семейный) капитал, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.
Данные доводы приводились в суде первой инстанций и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение этого права, что в настоящем случае не соблюдено.
В целом, приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного решения, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 24 сентября 2024 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу Лотоцкой Ольги Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Полный текст составлен 05.03.2025
