ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0023-01-2024-002924-60 |
Дата поступления | 07.05.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Дата рассмотрения | 24.06.2025 |
Результат рассмотрения | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН |
Основания отмены (изменения) решения | нарушение или неправильное применение норм МАТЕРИАЛЬНОГО права нарушение или неправильное применение норм ПРОЦЕССУАЛЬНОГО права |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Шахтинский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-2717/2024 ~ М-1767/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Черепанова Л.Н. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 26.05.2025 | 10:30 | 204 на Соколова 52 | Отложено | в связи с необходимостью перехода к рассмотрению по правилам 1-ой инстанции | 11.05.2025 | |||
Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции | 26.05.2025 | 11:00 | принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле | 27.05.2025 | |||||
Судебное заседание | 27.05.2025 | 11:05 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 27.05.2025 | ||||
Судебное заседание | 10.06.2025 | 14:15 | 203 на Соколова 52 | Рассмотрение дела начато с начала | Изменение основания или предмета иска, увеличение размера исковых требований | 27.05.2025 | |||
Судебное заседание | 24.06.2025 | 16:30 | 210 на Соколова 52 | Вынесено решение | ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН | 10.06.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 03.07.2025 | 14:06 | 04.07.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 04.07.2025 | 14:06 | 04.07.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 08.07.2025 | 09:00 | 07.07.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация г.Шахты | 6155027630 | 1026102773751 | ||||||
ИСТЕЦ | Бизин Игорь Олегович | ||||||||
ИСТЕЦ | Бизин Марк Олегович | ||||||||
ИСТЕЦ | Бизин Олег Михайлович | ||||||||
ИСТЕЦ | Бизина Мария Петровна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Министерство ЖКХ Ростовской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МКУ г.Шахты Шахтыстройзаказчик | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | МКУ Департамент городского хозяйства г.Шахты | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Правительство Ростовской области | 6163021657 | 616301001 | 1026103170334 | |||||
ИСТЕЦ | Прокурор г.Шахты | 6164045555 | 1026103302972 | ||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта |
Судья Черепанова Л.Н. УИД 61RS0023-01-2024-002924-60
дело № 33-8049/2025
дело №2-2717/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Панченко Ю.В.,
судей Простовой С.В., Перфиловой А.В.,
при секретаре Халиловой А.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Шахты Ростовской области в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О. к Администрации г. Шахты Ростовской области, Правительству Ростовской области, 3-и лица МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, МКУ «Шахтыстройзаказчик» г.Шахты, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по апелляционной жалобе Администрации г. Шахты Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Простовой С.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Шахты Ростовской области, действующий в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О., в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с указанным исковым заявлением по следующим основаниям.
Прокуратурой г.Шахты Ростовской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», во исполнение требований приказа прокурора области от 14.07.2020 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «Об организации прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства» и поручения первого заместителя прокурора Ростовской области от 30.08.2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками» проведена соответствующая проверка.
В ходе проверки было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным Администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
Также проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Бизиных названного земельного участка прошло почти 7 лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
Истец просил обязать Правительство Ростовской области, Администрацию города Шахты Ростовской области в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Протокольным определением суда от 05.06.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Протокольным определением суда от 17.07.2024 к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельные требования, на стороне ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 года суд обязал Администрацию города Шахты Ростовской области (ИНН 6155027630) в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН В удовлетворении исковых требований к Правительству Ростовской области отказано.
В апелляционной жалобе администрация г. Шахты просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, в обоснование приводит довод о том, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления прямой обязанности по организации электроснабжения и газоснабжения на земельном участке, выделенном многодетной семье.
Автор жалобы указывает на то, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению соответствующего земельного участка объектами инфраструктуры, в том числе инженерной, законом не установлена.
Апеллянт, ссылаясь на положения закона Ростовской области от 16.12.2022 № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области», Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденное Постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135, распоряжение Правительства Ростовской области № 1233 от 29.12.2022 «О передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность Ростовской области, указывает, что с 01.01.2023 все сооружения водопроводной и канализационной сети г. Шахты переданы на безвозмездной и безвозвратной основе из муниципальной собственности муниципального образования «Город Шахты» в государственную собственность субъекта, в связи с чем обязанность по исполнению возложенных требований на два разных юридических лица, приведет к неисполнимости решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 декабря 2024 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации г. Шахты - без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 05 марта 2025 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 09 декабря 2024 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Отменяя апелляционное определение, суд кассационной инстанции указал, что все выделенные в соответствии с проектом планировки и межевания приоритетной территории жилищного строительства земельные участки находятся в собственности либо муниципального образования, либо лиц, которым они были распределены, и которые самостоятельно не предъявляли каких-либо требований, суду следовало не просто констатировать, что нарушаются права лиц, в чьих интересах обратился прокурор, но и указать, какие конкретно права нарушены, чего сделано не было. Причины, по которым у суда возникли сомнения в добросовестности действий ответчиков по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры в будущем при предоставлении в собственность гражданам земельных участков с учетом сроков действия программы по предоставлению земельных участков населению, в решении не приведены.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал, что обязанность по возведению необходимой инфраструктуры для собственников земельных участков на территории муниципального образования возлагается на концессионера, а не на муниципальное образование, выступающее по договору концедентом. Суд не учел, что уставами администрации городских поселений Ростовской области и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области не предусмотрено осуществление ими строительства объектов инфраструктуры.
Возлагая обязанность осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения, а также электро- и газоснабжения, суд приведенные выше положения закона не учитывал, при этом ограничил муниципальное образование в предоставленном ему права осуществлять функции по организации обеспечения объектами инфраструктуры на свое усмотрение с учетом выделения бюджетного финансирования.
Одновременно с этим суд не установил, имеется ли техническая возможность осуществить строительство сетей водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения по улицам в отсутствие на земельных участках строений, которые к этой системе могут быть подключены, что вызывает сомнения в возможности надлежащим образом исполнить судебный акт и, тем самым, защитить права лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции судебная коллегия поставила на обсуждение вопрос о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции и о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не определил круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, и разрешил спор без привлечения к участию в деле Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, в качестве соответчиков, что является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции в силу п. 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ.
В связи с чем, определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 мая 2025 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главной 39 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
После перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурор г. Шахты Ростовской области уточнил исковые требования в порядке ч. 1 ст. 39 ГПК РФ и предъявил их только к двум ответчикам, просил суд: обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; обязать Администрацию г. Шахты в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, поступивших в суд от 10.06.2025г. и 23.06.2025г., просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Администрации г.Шахты – без удовлетворения.
В отзыве на исковое заявление Администрация г.Шахты просит отказать прокурору в уточненных исковых требованиях.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Ефремова Т.Н. поддержала уточненные исковые требования к Администрации г.Шахты, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, просила их удовлетворить.
Представители Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по доверенности от 10.04.2025г. Сафарян Н.С. и от 22.05.2025г. Джинибалаян К.Э. просили удовлетворить требования к Администрации г.Шахты, считая их надлежащими ответчиками по делу.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом с учетом положений ст. 113 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, в соответствии со ст. ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителей ответчиков, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на исковые требования, приобщив к материалам дела дополнительные документы, ответы на запросы ресурсоснабжающих организаций, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По настоящему делу иск заявлен прокурором в порядке данной статьи в интересах многодетной семьи Бизиных, требованием являлось возложение на ответчиков обязанности по обеспечению земельного участка инженерными коммуникациями.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что он действует в порядке статьи 45 ГПК РФ, поскольку бездействие ответчиков нарушает права многодетной семьи, и применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд с настоящим иском в сложившейся ситуации, учитывая ценность защищаемых прав, является оправданной.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 № 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Таким образом, именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Действующее законодательство возлагает на органы публичной власти, в частности, на органы местного самоуправления, обязанность по организации обеспечения граждан, которым предоставлены земельные участки в качестве меры социальной поддержки, необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 статьи 16 этого федерального закона закреплены, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, выявляя конституционно-правовую природу статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, следует учитывать, что направления деятельности администраций городских округов выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Основной целью местного самоуправления является удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности, с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.06.2004 № 12-П, определениях от 12.04.2005 № 142-О, от 13.06.2006 № 194-О, от 02.11.2006 № 540-О и от 10.10.2013 № 1591-О, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункта 3 статьи 86, а также статей 129 и 135.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Исходя из приведенных выше положений закона и его смысла, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, организация муниципальным образованием обеспечения необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой должна осуществляться в отношении граждан, которым уже предоставлены земельные участки в качестве меры социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
Прокуратурой г. Шахты Ростовской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Шахты от 12.12.2017 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О бесплатном предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Бизиной М.П., Бизину О.М., Бизину И.О., Бизину М.О., Бизину С.О. в собственность однократно, бесплатно, как многодетной семье, предоставлен земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным Администрацией города, а также в ходе визуального осмотра участка установлено, что инженерные коммуникации, а именно: централизованные сети водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения в районе расположения указанного земельного участка отсутствуют.
Также проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что с момента предоставления семье Бизиных названного земельного участка прошло почти 7 лет, между тем обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенным жилым объектом, не выполнена.
С момента предоставления семье Бизиных земельного участка и до момента обращения истца в суд прошло почти 7 лет. До настоящего времени земельный участок, предоставленный в собственность многодетной семье, также не обеспечен коммунальной инфраструктурой, сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения отсутствуют.
В соответствии с п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых, бытовых отходов.
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
Предметом исковых требований прокурора, заявленных в интересах семьи Бизиных, является возложение обязанности по организации обеспечения земельного участка, выделенного этой семье, инженерными коммуникациями до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства. При этом, само технологическое подключение (присоединение) к данным сетям объектов капитального строительства является обязанностью собственников земельного участка.Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, исследуя вопрос о возможности обеспечения вышеуказанного земельного участка коммунальной инфраструктурой до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, исходит из того, что данный земельный участок предоставлен в собственность семье Бизиных для индивидуального жилищного строительства в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей данных граждан в жилище. Однако этот земельный участок не обеспечен инженерными коммуникациями, а именно сетями электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Вопросы обеспечения инфраструктурой спорного земельного участка, как и остальных земельных участков, предоставленных многодетным семьям, в программы не вносились, бюджетные средства не выделялись, договоры и контракты с указанной целью не заключались, какие-либо работы не выполнялись. Земельный участок, предоставленный многодетной семье Бизиных, находится на значительном расстоянии до точек подключения к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, ответчиками вопросы обеспечения инфраструктурой спорного земельного участка в программы не вносились, бюджетные средства не выделялись, договоры и контракты с указанной целью не заключались, какие-либо работы не выполнялись.
С момента предоставления многодетной семье Бизиных, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, земельного участка прошло более 7 лет, обязанность публичного органа по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной инфраструктурой до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства не выполнена, что в целом свидетельствует о бездействии ответчиков.
Доказательств невозможности обеспечения спорного земельного участка, предоставленного многодетной семье Бизиных, коммунальной инфраструктурой до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства ответчиками суду не представлено.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 ГПК РФ).
Пунктом 1 статьи 1 ГПК РФ закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется как перечисленными в ней, так и иными способами, предусмотренными законом.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» Российская Федерация на один год, с даты принятия межведомственным коллегиальным органом вышеуказанного решения, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий по управлению и распоряжению земельными участками.
К таким полномочиям, в частности, относятся право на предоставление земельных участков в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства, а также иным лицам для обустройства территории в границах этих земельных участков посредством строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур в соответствии с предусмотренными проектами планировки территории в границах этих земельных участков параметрами планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития данной территории.
Частью 4 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относиться организация в границах муниципального городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
Предоставление земельного участка является мерой социальной поддержки и должно реально удовлетворять потребность граждан в жилище, у которых должна быть возможность пользоваться возведенным жилым объектом, тогда как предоставление земельного участка в отсутствие инженерной инфраструктуры не отвечает критерию социальной поддержки, поскольку предполагает несение дополнительных расходов многодетной семьей Бизиных, находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, что не допустимо.
Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
До предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по их освоению, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ни Администрацией г. Шахты Ростовской области, ни Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области с момента предоставления земельного участка многодетной семье Бизиных для индивидуального жилищного строительства какие-либо меры для обеспечения земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой, позволяющей использовать его по назначению, не принимались, вопросы обеспечения земельного участка инженерной инфраструктурой в программы не вносились, бюджетные средства не выделялись, договоры и контракты с указанной целью не заключались, какие-либо работы не выполнялись.
Данные обстоятельства ответчиками в суде первой и апелляционной инстанций не оспаривались.
Из ответа Департамента финансов Администрации г.Шахты от 21.05.2025г. следует, что в бюджет города на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 г.г. расходы на организацию обеспечения инженерными коммуникациями земельных участков, ранее представленных многодетным семья, не утверждены. Предоставление сведений по вышеуказанному направлению находится в компетенции получателя бюджетных средств МКУ г.Шахты «Шахтыстройзаказчик».
Из ответа ГБУ Ростовской области «Ростовоблстройзаказчик» от 16.07.2025 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН усматривается, что возможность подключения (технологического присоединения) объекта к централизованной системе водоснабжения или водоотведения отсутствует по причине отсутствия свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах централизованных систем холодного водоснабжения/водоотведения; отсутствия резерва пропускной способности водопроводных/ канализационных сетей, обеспечивающих передачу необходимого объема холодной воды/отведения необходимого объема сточных вод. При этом указано, что для разработки проекта необходимо в соответствии с частью 11.1 ст.48 Градостроительного кодекса РФ предоставить чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схему планировочных решений. Из содержания ответа следует, что к рассмотрению возможности разработки проектной документации возможно вернуться при условии исправления выявленных замечаний.
В письме ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» на ответ на обращение зам. главы Администрации г.Шахты указано, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к распределительному газопроводу низкого давления диаметром 76 для газификации домовладения по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, имеется.
Из ответа АО «Донэнерго» филиал Шахтинские межрайоные электрические сети от 22.05.2025г. усматривается, что для заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и получения технических условий, а также для определения стоимости технологического присоединения, собственнику земельного участка необходимо подать заявку с приложением документов, указанных в п.10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии….», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия принимает во внимание, что земельный участок, предоставленный многодетной семье Бизиных, как льготной категории граждан, не обеспечен необходимыми инженерными коммуникациями, в то время как обязанность органа местного самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей транспортной инфраструктурой, газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами местного значения, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлена законом, а неисполнение данной обязанности существенно нарушает права семьи Бизиных на использование предоставленного многодетной семье земельного участка по целевому назначению, а именно для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования прокурора о необходимости обеспечения инженерными коммуникациями, в том числе сетями газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализация) земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, являются законными и обоснованными.
Принимая решения о предоставлении многодетной семье Бизиных в качестве меры социальной поддержки земельного участка, не обеспеченного инженерными коммуникациями до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, Администрация г. Шахты должна была осознавать необходимость принятия мер, направленных на создание условий для возможности использования данного участка по целевому назначению.
Судебная коллегия принимает во внимание, что фактически возможность использования земельного участка для строительства индивидуального жилого дома поставлена в зависимости от обеспечения земельного участка инженерными коммуникациями до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, отсутствие которых делает невозможным его использование по назначению, и не отвечает критерию социальной поддержки многодетной семьи Бизиных, поскольку предполагает несение семьей Бизиных дополнительных расходов, при том, что само предоставление земельного участка многодетной семье должно реально удовлетворить потребность многодетной семьи в жилище, и у которой должна быть возможность пользоваться возведенным жилым объектом.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что именно от наличия инженерных коммуникаций до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом многодетной семьей Бизиных, в связи с чем, применение меры прокурорского реагирования в виде обращения в суд с данным иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в сложившейся ситуации является обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения обязанности по обеспечению земельного участка сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) на Администрацию г. Шахты Ростовской области в связи со следующим.
01.01.2023 вступил в законную силу Областной закон Ростовской области от 16.12.2022 № 801-ЗС «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области».
Согласно ст. 1 Областного закона № 801-ЗС настоящий Областной закон в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулирует отношения, связанные с перераспределением отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, указанных в приложении к настоящему Областному закону, и органами государственной власти Ростовской области.
В соответствии с Приложением к Областному закону № 801-ЗС «Перечень муниципальных образований в Ростовской области, полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения которых подлежат перераспределению» в пункте 4 указано муниципальное образование: «город Шахты».
В статье 2 Областного закона № 801-ЗС указаны полномочия, подлежащие перераспределению.
На основании Областного закона № 801-ЗС в государственную собственность Ростовской области» с 01.01.2023 все сооружения водопроводной и канализационной сети г. Шахты переданы на безвозмездной и безвозвратной основе из муниципальной собственности муниципального образования «город Шахты» в государственную собственность Ростовской области.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» участие органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, в решении задач местного самоуправления определяется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, содействуют развитию местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации действуя как в пределах своих полномочий, так и в порядке перераспределения полномочий.
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу сначала очередного финансового года (часть 3 статьи 6 Закона № 414-ФЗ).
Полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отражены и в постановлении Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135 «Об утверждении Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области».
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135, министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, реконструкции и использования объектов инженерной инфраструктуры, координации и регулирования курируемых видов экономической деятельности и сфер управления, а также осуществляющим деятельность в области организации обеспечения своевременного проведения капитального ремонта на территории Ростовской области.
Согласно содержанию плана мероприятий по инфраструктурному обустройству в Ростовской области земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 07.06.2013 № 360, (раздел 2, п. 1.3 в таблице) ответственным исполнителем обеспечение земельных участков объектами внешней инженерно-транспортной инфраструктурой, является в том числе и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 № 135, определено, что исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области), осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Согласно пункту 1.1. названного Положения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области осуществляет функции в сфере строительства, реконструкции и использования объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, за исключением ливневой канализации, обеспечивающей сбор и отведение атмосферных осадков и талых вод с поверхности автомобильных дорог общего пользования в пределах полос отвода автомобильных дорог.
Судебная коллегия отмечает, что на основании Областного закона № 801-ЗС Постановлением Правительства Ростовской области от 14.08.2023 № 599 был утвержден порядок взаимодействия органов местного самоуправления и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по вопросам исполнения Областного закона № 801-ЗС, а в силу п. 4.1.1 раздела 4 постановления Правительства Ростовской области от 14.08.2023 № 599 Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области выступает инициатором принятия решений о реализации мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельного участка с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, должна быть возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, а обязанность по обеспечению данного земельного участка сетями газоснабжения и электроснабжения должна быть возложена на Администрацию г. Шахты, исходя из существующих полномочий каждого из ответчиков в соответствующей области.
Отсутствие бюджетного финансирования, перераспределение полномочий от одного лица к другому, экономические интересы должников в части порядка бюджетного финансирования не могут иметь приоритет перед восстановлением законных прав многодетной семьи Бизиных, как находящейся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, при отсутствии обеспечения предоставленного многодетной семье Бизиных в собственность земельного участка коммунальной инфраструктурой до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального и материального права, с принятием по делу нового решения о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области обязанности обеспечить земельный участок сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) и возложении на Администрацию г. Шахты обязанности обеспечить земельный участок сетями электроснабжения, газоснабжения.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что в случае обязания ответчиков совершить действия, суд в силу ст.206 ГПК РФ обязан указать сроки их исполнения, и учитывая, что истец просит обязать ответчиков в срок в течение 3 лет обеспечить земельный участок соответствующими коммуникациями, приходит к выводу, что такой срок будет являться достаточным для выполнения действий по проектированию, получению и разработки технических условий, согласования финансирования и проведения работ.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 11 сентября 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск прокурора г. Шахты Ростовской области в интересах Бизиной М.П., Бизина О.М., Бизина И.О., Бизина М.О., Бизина С.О. к Администрации г. Шахты Ростовской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, 3 лица: Правительство Ростовской области, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты, МКУ «Шахтыстройзаказчик» г.Шахты, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области – удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ИНН 6163053257) в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация) земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Обязать Администрацию г. Шахты (ОГРН 1026102773751) в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерными коммуникациями, а именно: сетями электроснабжения, газоснабжения земельный участок с кадастровым номером: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный по адресуАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.07.2025г.
