ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0008-01-2023-006547-58 |
Дата поступления | 03.06.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Дата рассмотрения | 24.06.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Советский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Номер дела в первой инстанции | 2-1090/2024 ~ М-4523/2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Рощина В.С. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 24.06.2025 | 14:30 | 202 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 04.06.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 25.06.2025 | 15:12 | 27.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 27.06.2025 | 15:13 | 27.06.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 01.07.2025 | 09:00 | 30.06.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону | ||||||||
ОТВЕТЧИК | ТСЖ «Родник» | 6168054720 | |||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление Роспотребнадзора по Ростовской области |
Судья Рощина В.С. УИД № 61RS0008-01-2023-006547-58 дело № 33-9374/2025
№ 2-1090/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Хомич С.В.,
судей Боровой Е.А., Славгородской Е.Н.,
при секретаре Сухомлиновой П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Родник», третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Ростовской области о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону на решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Хомич С.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТСЖ «Родник» о возложении обязанности разработать и согласовать программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой района была проведена проверка производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, которой установлено, что ТСЖ «Родник», являясь организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды и горячей воды.
Как указано в иске, ТСЖ «Родник», являясь исполнителем коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поскольку ответчик эксплуатирует и отвечает за надлежащее состояние общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, то он обязан разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, а также на то, что несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан в случае потребления ими коммунальных ресурсов ненадлежащего качества, прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону просил суд возложить на ТСЖ «Родник» обязанность разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону отказано.
С указанным решением не согласился прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону, который в своем апелляционном представлении просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции апеллянт приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной правовой оценки. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Апеллянт настаивает на своих доводах о том, что управляющая организация, осуществляющая подачу коммунального ресурса от централизованных сетей водоснабжения, обязана в силу законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и санитарных правил осуществлять производственный контроль качества воды.
По мнению апеллянта, соответствие качества предоставляемых коммунальных ресурсов является обязательным условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме, в связи с чем управляющая организация обязана разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды, в соответствии с которой организовать отбор проб воды и проведение лабораторных исследований и испытаний в соответствии с санитарными правилами (СП 1.1.1058-01). При этом предоставление качественного коммунального ресурса потребителю может быть обеспечено при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Апеллянт полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что управляющая компания не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Ссылается при этом на то, что в отношении собственников помещений в многоквартирном доме управляющая компания является поставщиком коммунальной услуги и лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы водоснабжения.
В возражениях на апелляционное представление ТСЖ «Родник» просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 мая 2024 года решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 марта 2024 года оставлено без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 июля 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 2 мая 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 октября 2024 года решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 марта 2024 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону в полном объеме.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 апреля 2025 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 8 октября 2024 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционного представления надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие сведения.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционного представления и возражений на него, выслушав объяснения прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры – Ефремовой Т.Н., представителя ТСЖ «Родник» - Ващенко А.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 161 ЖК РФ, Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и исходил из того, что ТСЖ «Родник» не является организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, поскольку непосредственную поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом через присоединенную сеть централизованного водоснабжения осуществляют АО «Ростовводоканал» (в отношении холодной воды) и ООО «Ростовские тепловые сети» (в отношении горячей воды), то есть ответчик самостоятельно коммунальные услуги не производит. По договору водоснабжения с АО «Ростовводоканал», а также с теплоснабжающей организацией по ГВС ответчик сам выступает абонентом.
Ответчик, будучи абонентом ресурсоснабжающих организаций, эксплуатирует только внутридомовые сети водоснабжения. ТСЖ «Родник» осуществляет управление многоквартирным домом и применительно к рассматриваемому случаю не может быть признано лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию централизованной системы водоснабжения, в связи с чем суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований прокурора.
С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований судебная коллегия соглашается и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционного представления, не усматривает.
В силу п. 1 ст. 1 ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относится, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий статьи 12 этого же кодекса устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, удовлетворение иска о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возможно только при установлении факта нарушения охраняемых законом интересов участников гражданских правоотношений, противоправность действий ответчика, заключающихся в нарушении норм права, неисполнении обязанностей, предусмотренных законом или договором.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов гражданского дела, ТСЖ «Родник» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что ТСЖ «Родник» не разработана и не согласована в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки прокуратуры Советского района г. Ростова-на-Дону от 19.12.2023.
По результатам проведенной проверки председателю ТСЖ «Родник» прокурором Советского района г. Ростова-на-Дону внесено представление.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Советского района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на неисполнение ответчиком требований, указанных в представлении, нарушение положений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, просил суд возложить на ответчика обязанность разработать и согласовать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды.
В силу норм действующего законодательства, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды представляет собой отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В связи с этим заявленные исковые требования прокурора подлежали удовлетворению только при условии, что нормативное регулирование, определяющее порядок осуществления производственного контроля качества воды, предусматривает возложение на управляющую организацию, как участника спорных правоотношений, соответствующей обязанности.
Вместе с тем, действующим законодательством такая обязанность на управляющие организации не возложена.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Согласно п. 28 и 28.1 данной статьи централизованная система водоотведения (канализации) – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; централизованная система водоотведения поселения или городского округа – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
В соответствии с понятием, используемым в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ, водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Исходя из содержания пп. «д» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, а также п.п. 2, 6 приложения № 1 к Правилам следует, что качество предоставляемых коммунальных услуг, в частности состав и свойства холодной и горячей воды, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п.п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение – это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
Положениями ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 77 «Санитарных правил и норма 2.1.3684-21», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, установлено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями к Санитарным правилам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 5 Правил осуществления производственного контроля производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Федерального закона № 416-ФЗ.
Согласно понятийному аппарату Федерального закона № 416-ФЗ к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п.п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ).
ТСЖ «Родник» осуществляет управление многоквартирным домом и применительно к рассматриваемому случаю не может быть признано лицом, осуществляющим водоснабжение и эксплуатацию централизованной системы водоснабжения.
Так, в соответствии с п. 2 Правил № 354 под централизованными сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Централизованная система холодного водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (п. 29 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Централизованная система горячего водоснабжения – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27 ст. 2 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Внутридомовые инженерные системы определены п. 2 Правил № 354 как являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
ТСЖ «Родник» в силу положений ч. 1.1 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ отвечает за надлежащее содержание внутридомовых систем многоквартирного дома.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома означает постоянную готовность инженерных коммуникаций к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и их функционирование без снижения уровня качества поставляемых ресурсов (ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ). Выполнение указанной обязанности обеспечивается совокупностью мероприятий, стандарты которых установлены Правилами № 290.
В частности, состав минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения, определен в п. 18 раздела II Правил № 290.
Из перечня работ, установленного указанной нормой, следует, что лица, отвечающие за содержание общего имущества многоквартирного дома, осуществляют контроль за исправностью внутридомовых инженерных сетей и проводят работы, обеспечивающие их работоспособность. Положения п. 18 раздела II Правил № 290 не содержат требований по осуществлению производственного контроля качества питьевой или горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, а предписывают ответственным лицам проводить контроль в отношении лишь таких параметров теплоносителя и воды, как давление, температура и расход.
Поскольку ТСЖ «Родник» не относится к числу водоснабжающих организаций и организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоснабжения, а является лицом, отвечающим за техническое состояние внутридомовых инженерных сетей, у которого отсутствует нормативно установленная обязанность по осуществлению производственного контроля за качеством питьевой или горячей воды централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, то у суда, вопреки доводам апелляционного представления, не было оснований для возложения на ТСЖ «Родник» обязанности по разработке и согласованию программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что исковые требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц, в то же время, иск предъявлен к организации, осуществляющей управление общим имуществом конкретного многоквартирного жилого дома. Собственники помещений многоквартирного жилого дома не принимали решение о необходимости разработки и согласования программы производственного контроля качества воды.
В отсутствие установленной законодательством обязанности по разработке программы производственного контроля качества воды с отобранием проб во внутридомовых сетях, в отсутствие соответствующего решения собственников помещений, исковые требования прокурора не подлежали удовлетворению.
Ввиду изложенного доводы апелляционного представления не могут быть признаны основанными на законе, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 июня 2025г.
