ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 91RS0003-01-2024-006005-51 |
Дата поступления | 03.06.2025 |
Категория дела | Споры, связанные с жилищными отношениями → Другие жилищные споры → Иные жилищные споры |
Дата рассмотрения | 24.06.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым |
Номер дела в первой инстанции | 2-4631/2024 |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 24.06.2025 | 14:30 | 202 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 05.06.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 01.07.2025 | 16:00 | 07.07.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 07.07.2025 | 16:00 | 07.07.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 09.07.2025 | 09:00 | 08.07.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ИСТЕЦ | Боси Елена Андреевна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Боси Руслан Сейтмеметович | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации |
Судья Благодатная Е.Ю. Дело № 33-9382/2025
№ 2-4631/2024
УИД 61RS0003-01-2024-006005-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Хомич С.В.
судей Славгородской Е.Н., Боровой Е.А.
при секретаре Сухомлиновой П.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боси Елены Андреевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, третье лицо Боси Руслан Сейтмеметович о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 6 декабря 2024 года. Заслушав доклад судьи Славгородской Е.Н.,
установила:
Боси Е.А. обратилась с иском к ОСФР по Республике Крым, третье лицо - Боси Р.С. о признании решения незаконным об отказе в распоряжении средствами материнского капитала, об обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указала, что 16.10.2024 обратилась к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
22.10.2024 ОСФР по Республике Крым вынес решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Основанием для отказа стало нарушение порядка подачи заявления - по сведениям Росреестра, переход права собственности на объект недвижимости не подтверждается.
С принятым решением ответчика истец не согласна, просит признать решение ОСФР по Республике Крым об отказе Боси Е.А. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий от 22.10.2024 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН незаконным, обязать ОСФР по Республике Крым произвести выплату средства материнского (семейного) капитала в сумме 833 024, 74 руб. истцу по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал, в качестве компенсации затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, общей площадью 87,8 кв.м., с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 06.12.2024 исковые требования Боси Е.А. удовлетворены. Суд признал решение ОСФР по Республике Крым об отказе Боси Е.А. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий от 22.10.2024 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН незаконным и обязал ОСФР по Республике Крым направить средства материнского (семейного) капитала по государственному сертификату серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.10.2021, выданному на имя Боси Е.А., 29.08.1989, на возмещение затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 87,8 кв.м, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
С указанным решением не согласилось ОСФР по Республике Крым. В апелляционной жалобе ссылаясь на недопустимость совместной аренды земельного участка, на котором располагается объект индивидуального жилищного строительства, апеллянт указывает на правомерность отказа в удовлетворении требовании о компенсации затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) данного объекта, за счет средств материнского капитала, просит отменить решение суда первой инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Боси Е.А.
Боси Е.А. поданы возражения на апелляционную жалобу ОСФР по Республике Крым.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26.02.2025 дело было передано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции для разрешения вопроса о подсудности, в связи с самоотводом судей судебной коллегии.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.04.2025 гражданское дело № 2-4631/2024 передано в Ростовский областной суд для рассмотрения апелляционной жалобы ОСФР по Республике Крым.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В представленных в суд апелляционной инстанции стороны просили рассматривать дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», названный федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 указанного федерального закона в редакции от 22.12.2020 (действовавшей на момент рождения второго ребенка у истца) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).
При этом, исходя из содержания п. 1 ч. 3 указанной статьи средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут быть использованы на улучшение жилищных условий.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели (п. 1 ч. 1 ст. 10 названного федерального закона).
В силу п. 1 ч. 1.3 данной статьи средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат на построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства, реконструированный дом блокированной застройки после проверки территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации:
1) сведений о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, блокированной жилой застройки и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства, реконструирован дом блокированной застройки;
Как установлено судом и следует из материалов дела, Боси Р.С. и Боси Е.А., состоящие в зарегистрированном браке с 23.05.2019, являются родителями несовершеннолетних БЭР, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р. и БАР, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., что подтверждается свидетельством о заключении брака 1-АЯ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свидетельствами о рождении серии 1-АЯ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и серии II-АЯ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Боси Е.А. является обладателем государственного сертификата серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 07.10.2021 на материнский (семейный) капитал в размере 833 024, 74 руб.
Истец осуществляет пользование земельным участком площадью 790 кв.м. с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенным по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора аренды от НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.12.2017, заключенного между Администрацией города Судака и ЧВВ, СНВ, СЕА(Боси Е.А.) и СЕА, сроком на 49 лет.
На указанном земельном участке расположены два жилых дома: с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 82,7 кв.м., доля Боси Е.А.в праве собственности на который составляет 1/5, и с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 87,78 кв.м., 2019 г. постройки, принадлежащий Боси Е.А. на праве собственности единолично согласно соглашению об определении долей от 08.06.2020.
16.10.2024 Боси Е.А. обратилась в ОСФР по Республике Крым с заявлением на компенсацию затрат, понесенных на строительство (реконструкцию) данного объекта ИЖС, решением (уведомлением) от 22.10.2024 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истцу отказано в удовлетворении заявления в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ – нарушение порядка подачи заявления – по сведениям Росреестра, переход права собственности на объект недвижимости не подтверждается.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также п.п. 2, 10 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862, и исходил из наличия у истца права распорядиться средствами материнского капитала по целевому назначению – для улучшения жилищных условий, а именно компенсировать понесенные затраты на строительство жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности.
Судом отмечено, что объект индивидуального жилищного строительства с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН используется истцом и членами ее семьи для постоянного проживания, право собственности на жилой дом не умаляется размером доли в праве владения и пользования земельным участком по договору аренды.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
На основании ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства либо реконструкцию дома блокированной застройки, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства либо реконструкцию дома блокированной застройки, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства либо компенсацию затрат, понесенных таким способом на реконструкцию дома блокированной застройки, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В силу п. 10(4) данных Правил в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства либо реконструкцию дома блокированной застройки с учетом требований, предусмотренных пунктом 10(1) настоящих Правил, лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении:
а) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости и принадлежащем лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге) праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды либо безвозмездного пользования в отношении земельного участка, который предназначен для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, блокированной жилой застройки и на котором построен (реконструирован) объект индивидуального жилищного строительства, реконструирован дом блокированной застройки;
б) сведения о зарегистрированном в Едином государственном реестре недвижимости праве лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 г., либо о зарегистрированном праве указанного лица или его супруга (супруги) на реконструированные после 1 января 2007 г. объект индивидуального жилищного строительства, дом блокированной застройки (независимо от даты возникновения указанного права);
в) сведения из документа, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства либо дома блокированной застройки, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
г) сведения о реквизитах банковского счета лица, получившего сертификат;
д) сведения из заключения о соответствии жилого помещения, являющегося жилым домом (частью жилого дома), в том числе домом блокированной застройки, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, оформленного не ранее чем за один год до дня подачи заявления.
Таким образом, лицо, получившее государственный сертификат на материнский капитал вправе использовать средства в том числе для компенсации затрат на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, призванного улучшить жилищные условия несовершеннолетних детей и супруга данного лица.
Также законодатель предусматривает возможность нахождения такого объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, принадлежащем на праве владения и пользования по договору аренды лицу – обладателю сертификата, компенсация затрат при этом осуществляется именно на строительство объекта, пригодного для проживания.
Пользование земельным участком на основании договора аренды иными лицами наряду с лицом, обладающим сертификатом, не отнесено нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения к основаниям для отказа в удовлетворении требований обладателя сертификата о компенсации затрат на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося у него в единоличной собственности.
Ссылка апеллянта на обязанность истца распределить доли в жилом доме между членами ее супругом и несовершеннолетними детьми судом апелляционной инстанции не принимается как основанная на неверном толковании норм материального права.
Исходя из буквального толкования п. 15(1) Правил такая обязанность возникает у лица, получившего сертификат, после получения средств (части средств) материнского капитала.
Истцом по настоящему делу объект индивидуального жилищного строительства возведен без привлечения средств материнского капитала.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции сведений о получении Боси Е.А. средств материнского капитала для компенсации затрат на строительство жилого дома не поступало, что свидетельствует об отсутствии у истца обязанности оформления жилого дома в общую долевую собственность до получения средств материнского капитала для компенсации затрат на строительство жилого дома.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, являются процессуальной позицией ответчика по делу, основаны на субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом были допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемого решения в апелляционном порядке. Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств.
Доводов, которые могли бы служить безусловным основанием для отмены решения суда, и указаний на обстоятельства, которые бы не были предметом судебной оценки, апелляционная жалоба не содержит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ОСФР по Республике Крым и отмене принятого судом первой инстанции судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 6 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.07.2025.
