ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0019-01-2025-000615-37 |
Дата поступления | 05.06.2025 |
Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
Дата рассмотрения | 24.06.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Новочеркасский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-1125/2025 ~ М-346/2025 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Рыбакова М.И. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 24.06.2025 | 11:30 | 206 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 05.06.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 24.06.2025 | 16:06 | 30.06.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 30.06.2025 | 16:06 | 30.06.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 02.07.2025 | 09:00 | 01.07.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Департамент Жилищно-коммунального Хозяйства и Благоустройства Города Новочеркасска | 6150094023 | 615001001 | 1176196002454 | |||||
ИСТЕЦ | Управление Роспотребнадзора по Ростовской области | 6167080043 | 615043001 | 1056167010008 |
Судья Рыбакова М.И. | УИД: 61RS0019-01-2025-000615-37 дело № 33-9489/2025 №2- 1125/2025 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2025 года | г. Ростов-на-Дону |
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Алферовой Н.А.
судей Шинкиной М.В. Кушнаренко Н.В.
при секретаре Шипулиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Ростовской области к ДЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска об обязании произвести обустройство в соответствии с нормами по апелляционной жалобе ДЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2025 года. Заслушав доклад судьи Шинкиной М.В., судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ,
установила:
Управления Роспотребнадзора Ростовской области обратился с иском к Администрации г. Новочеркасска об обязании произвести благоустройство в соответствии с нормами, указав, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Новочеркасск, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах поступила жалоба вх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.11.2024 гражданина К проживающего по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН том, что площадка для ТКО заполнена мусором, отсутствует облагораживание площадки в соответствии с действующим законодательством по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.Новочеркасск, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах назначено поручение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.11.2024 на проведение санитарно-эпидемиологического обследования территории для оценки соответствия места (площадки) накопления ТКО и прилегающей к ней территории санитарному законодательству, выявления свалочных очагов. В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено наличие площадок для размещения контейнеров: расположена по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН имеет твердое бетонное покрытие и подъездной путь; трехстороннее ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует, что не соответствует требованиям п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.. Расстояние от площадки ТКО до угла жилого дома с юго-западной стороны по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН составляет 15,2 м; расстояние от площадки накопления ТКО до фасада жилого дома с западной стороны АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН составляет 14,8 м, что не соответствует требованиям п.4, раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
В связи с выявленными нарушениями 18.11.2024 Главе Администрации города Новочеркасска ЛЮЕ внесено представление, однако мер, направленных на обустройство данных площадок накопления ТКО Администрацией не принято с отсутствием финансовых средств в бюджете Администрации города Новочеркасск. Предписание Администрации города Новочеркасска было исполнено не в полном объеме.
С учетом уточнения исковых требований истец просил суд обязать ДЖКХиБ Администрацию г.Новочеркасска в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу, произвести обустройство в соответствии с нормами, п.4 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или п.7 р.II СанПиН 2.1.3684-21, а так же соблюдение п.3 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или демонтаж площадки для накопления ТКО по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2025 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу, произвести обустройство в соответствии с нормами, п.4 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или п.7 р.II СанПиН 2.1.3684-21, а так же соблюдение п.3 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или демонтаж площадки для накопления ТКО по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
В апелляционной жалобе ДЖКХиБ Администрация г.Новочеркасска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска является отраслевым органом Администрации г. Новочеркасска, муниципальным заказчиком, обеспечивающим осуществлением полномочий по решению вопросов местного значения в области благоустройства, городского жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новочеркасска в рамках выделенных лимитов бюджетных средств.
Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтено, что ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска 01.04.2025 заключен муниципальный контракт, в рамках которого будут осуществлены работы по обустройству площадок для накопления ТКО. Департаментом принимаются необходимые меры по устранению нарушений с учетом очередности выполнения работ по благоустройству и выделения денежных средств из бюджета города.
Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска без удовлетворения.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей истца и ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и возражения на неё, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, приходит к следующим выводам.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований заявленных к ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска, исходя из доказанности факта нарушения ответчиком функций по содержанию в надлежащем состоянии мест сбора коммунальных отходов в городе Новочеркасске.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они основаны на материалах дела и не противоречат требованиям закона.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г. Новочеркасск, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах поступила жалоба вх. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.11.2024 гражданина К., проживающего по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по вопросу заполнения мусором площадки для ТКО, отсутствия облагораживание площадки в соответствии с действующим законодательством по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
По результатам рассмотрения поступившей жалобы, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г.Новочеркасск, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах выдано поручение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 12.11.2024 на проведение санитарно-эпидемиологического обследования территории для оценки соответствия места (площадки) накопления ТКО и прилегающей к ней территории санитарному законодательству, выявления свалочных очагов.
Сотрудниками ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" на основании поручение 23-26/543 от 12.1.2024г. проведено обследование площадки для накопления ТКО по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" было представлено экспертное заключение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от санитарно-эпидемиологической экспертизы, которой установлено:
- наличие площадок для размещения контейнеров: расположена по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, имеет твердое бетонное покрытие и подъездной путь; трехстороннее ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует, что не соответствует требованиям п.3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
- расстояние от площадки ТКО до угла жилого дома с юго-западной стороны по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН составляет 15,2 м; расстояние от площадки накопления ТКО до фасада жилого дома с западной стороны по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН составляет 14,8 м, что не соответствует требованиям п.4, раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Фотоматериалами подтверждается наличие свалочных очагов, отсутствие благоустройства площадки.
В адрес главы Администрации города Новочеркасска ЛЮЕ на основании выявленных нарушений было направлено предписание НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.11.2024г. о соответствии площадки для накопления ТКО с действующим законодательством п. 3, п. 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН также были сформированы требования для устранения выявленных нарушений.
Администрацией города Новочеркасска было направленно уведомительное письмо НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.12.2023г. на предписание выданное территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в г. Новочеркасск, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах. Администрацией города Новочеркасска не могут быть устранены выявленные нарушения в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете Администрации города Новочеркасск.
С учётом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об обязании ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу, произвести обустройство в соответствии с нормами, п.4 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или п.7 р.II СанПиН 2.1.3684-21, а так же соблюдение п.3 р.II СанПиН 2.1.3684-21 или демонтаж площадки для накопления ТКО по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Доводы жалобы о том, что финансирование расходов на содержание Департамента осуществляется за счет средств бюджета города Новочеркасска в рамках выделенных лимитов бюджетных средств, выводов суда по существу не опровергают.
Выполнение необходимых работ по устранению выявленных нарушений не может быть поставлено в зависимость от факта выделения денежных средств.
Доводы Департамента о заключении муниципального контракта 01.04.2025 в рамках которого будут осуществлены работы по обустройству площадок для накопления ТКО, суд находит несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
Также судебная коллегия отмечает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции 02.04.2025, вместе с тем, ссылок о принятии мер по производству обустройства или демонтажа площадок для накопления ТКО ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска в рамках договора от 01.04.2025 не представлено.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств, произведенной судом первой инстанции, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, которые не были предметом исследования суд или опровергали выводы судебного решения.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам жалобы ДЖКХиБ Администрации г.Новочеркасска не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 02 апреля 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ДЖКХиБ Администрации г. Новочеркасска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.06.2025 г.
