ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0019-01-2024-006798-96 |
Дата поступления | 05.06.2025 |
Категория дела | Дела, связанные с социальными спорами → Другие социальные споры → Иные социальные споры |
Дата рассмотрения | 24.06.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Новочеркасский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2-287/2025 (2-4521/2024;) ~ М-4056/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Политко Федор Владимирович |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 24.06.2025 | 11:30 | 105 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 05.06.2025 | |||
Составлено мотивированное апелляционное определение в окончательной форме | 02.07.2025 | 10:00 | 03.07.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 03.07.2025 | 10:00 | 03.07.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 04.07.2025 | 09:00 | 03.07.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Администрация г. Новочеркасска | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г.Новочеркасска | ||||||||
ИСТЕЦ | Мартыненко Ольга Александровна | ||||||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Управление образования Администрации г.Новочеркасска |
УИД 61RS0019-01-2024-006798-96
Судья Политко Ф.В. № 2-287/2025 (1-я инст.)
№ 33-9499/2025 (2-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Петриченко И.Г., Быченко С.И.
при секретаре Сорокобаткиной В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко Ольги Александровны к Администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска об обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор социального найма, по Мартыненко Ольги Александровны на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 марта 2025 года.
Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия,
установила:
Мартыненко О.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Новочеркасска, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска об обязании предоставить жилое помещение, обязании заключить договор социального найма, указав, что 04.04.1994 решением суда её родители ФИО6 и ФИО7 были лишены родительских прав в отношении неё Ловчиковой (Мартыненко) О.А. С даты вступления решения суда в законную силу она имеет статус ребенок-сирота и постановлением главы города Новочеркасска от 18.05.1994 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей назначен опекун ФИО9
Постановлением главы г. Новочеркасска, как ребенку - сироте, Мартыненко О.А. передано жилое помещение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Администрацией г. Новочеркасска, не поставив в известность опекуна Мартыненко О.А., по договору найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.03.1999 передала указанное жилое помещение в собственность её отцу ФИО7, лишенному родительских прав, который в 2002 году продал жилое помещение по договору купли-продажи ФИО10 и ФИО11
Решением Новочеркасского городского суда от 11.12.2006 отказано в удовлетворении требований о признании недействительным договора приватизации и купли-продажи АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, свидетельств о регистрации прав собственности на квартиру выданных ФИО7, ФИО10, ФИО11, признании права пользования жилым помещением, ввиду неверного способа защиты своих нарушенных прав.
Длительное время Мартыненко О.А. обращалась в ДЖКХ и Б г. Новочеркасска с просьбой предоставить ей жилое помещение, как ребенку - сироте, однако, в предоставлении отказано.
Администрация г. Новочеркасска не имела законных оснований для вселения ФИО7 в жилое помещение, дальнейшего предоставления его в собственность по договору социального найма. Отчуждение квартиры, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН произошло по вине третьих лиц. Данные действия со стороны муниципального органа нарушают права Мартыненко О.А., в связи с чем истец вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
У Мартыненко О.А. имеется в собственности 1/2 доля в жилом помещении, что подтверждается выпиской из ЕГРП, в жилом помещении по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (21,7 кв.м, площадь). Однако данное имущество приобретено совместно в браке, помимо данного обстоятельства денежные средства погашались за счет средств материнского капитала. Предполагается, что доли на детей имеются, следовательно, Мартыненко О.А. имеет не 1/2 долю.
На основании изложенного, просила обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Новочеркасска заключить договор социального найма с Мартыненко О.А., обязать администрацию г. Новочеркасска предоставить жилое помещение, равнозначное утраченному в течении 30 рабочих дней с момента вступления решения в силу.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11.03.2025 в удовлетворении исковых требований Мартыненко О.А. отказано в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Мартыненко О.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила его отменить, вынести новое, которым удовлетворить требования об обязании предоставить жилое помещение взамен утраченного.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в том числе, указывает на то, что до достижения возраста 23 лет, а именно в возрасте 17 лет обращалась с заявлением в прокуратуру об оказании содействия в восстановлении ее нарушенных прав. Также длительное время обращалась в ДЖКХ и Б г. Новочеркасска с просьбой предоставить ей жилое помещение, как ребенку - сироте, однако, в предоставлении отказано. Вместе с тем, она утратила право на переданное ей как ребенку-сироте жилое помещение по вине третьих лиц.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно; не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия с учетом положений ч.3 ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся сторон.
Ознакомившись с материалами дела, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов, 04.04.1994 решением суда ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении Ловчиковой (Мартыненко) О.А.
С даты вступления решения суда в законную силу Мартыненко О.А. приобрела статус ребенок-сирота. Постановлением главы города Новочеркасска от 18.05.1994 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей назначен опекун ФИО9
Постановлением главы г. Новочеркасска НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.05.1994 за Мартыненко (Ловчиковой) О.А. закреплено жилое помещение по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
По договору найма жилого помещения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.03.1999 указанное жилое помещение передано ФИО7 (л.д.25), лишенному родительских прав в отношении ребенка, который 12.03.2002 приватизировал данное помещение на себя (л.д.21) и в последствии, продал по договору купли-продажи.
Решением Новочеркасского городского суда от 11.12.2006 отказано в удовлетворении требований Мартыненко О.А. о признании недействительным договора приватизации и купли-продажи АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, свидетельств о регистрации прав собственности на квартиру выданных ФИО7, ФИО10, ФИО11, признании права пользования жилым помещением, ввиду неверного способа защиты своих нарушенных прав.
Суд первой инстанции указал, что оценка прав истца должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым Мартыненко О.А. своевременно (до достижения 23 лет) не встала и не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствовавших постановке на такой учет.
В судебном заседании Мартыненко О.А. поясняла, что неоднократно обращалась с заявлениями в различные органы, однако, никто ей не разъяснял порядок восстановления нарушенных прав.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обращении Мартыненко О.А. до достижения ею возраста 23 лет с заявлением о включении в список детей - сирот и предоставлении жилого помещения, а также доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на обращение в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, с учетом заявления ответчика о применении срока исковой давности к требованиям истца.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и полагает, что они являются обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы гражданского дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Мартыненко О.А. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая находилась на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.
Исходя из приведенных норм, оценка прав истца должна производиться в зависимости от установления обстоятельств и причин, по которым Мартыненко О.А. своевременно (до достижения 23 лет) не встала и не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также наличия обстоятельств, препятствовавших постановке на такой учет.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Мартыненко О.А. до достижения возраста 23 лет (2009 год) обращалась в уполномоченные органы с заявлением о постановке на жилищный учет с учетом её статуса из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлено не было и материалы дела не содержат. За защитой нарушенного права обратилась в суд 20.11.2024 при достижении возраста 38 лет, при том, что о нарушении прав знала с 2006 года.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обращении Мартыненко О.А. до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении в список детей - сирот и предоставлении жилого помещения, а также доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на обращение в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении жилого помещения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Мартыненко О.А.
О наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших Мартыненко О.А. при достижении совершеннолетия и до 23 лет реализовать свои жилищные права, обратиться в компетентный орган с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках реализации положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, истцом суду не представлено. Препятствий в осуществлении прав Мартыненко О.А. на включение в список детей-сирот со стороны государственных органов не установлено.
Истцом не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приведенные уважительные причины Мартыненко О.А., которые препятствовали реализации ею своих прав на включение в региональный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья до достижения возраста 23 лет, отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает принятое по делу решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 11 марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартыненко Ольги Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Полный текст составлен 02.07.2025
