ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0003-01-2024-001154-28 |
Дата поступления | 29.09.2024 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Судья | Быченко С.И. |
Дата рассмотрения | 17.10.2024 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Номер дела в первой инстанции | 2-1763/2024 ~ М-705/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Полищук Л.И. |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
Судебное заседание | 17.10.2024 | 15:45 | 103 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 29.09.2024 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 29.10.2024 | 10:53 | 31.10.2024 | ||||||
Передано в экспедицию | 30.10.2024 | 09:00 | 31.10.2024 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | АО Алмазный мир | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Ростовской области | 6163013494 | 1026103162579 | ||||||
ИСТЕЦ | Штепа Олег Сергеевич |
61RS0003-01-2024-001154-28
Судья Полищук Л.И. дело № 33-16994/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Быченко С.И., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Ворсиновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1736/2024 по иску Штепа Олега Сергеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области, третье лицо: АО «Алмазный мир», о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой и специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 июня 2024 года, заслушав доклад судьи Быченко С.И., судебная коллегия,
установила:
Штепа Олег Сергеевич обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ростовской области (далее по тексту – ОСФР по Ростовской области) о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой и специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 24.10.2023 он обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023 Штепа О.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия специального страхового стажа, а также страхового стажа требуемой продолжительности.
В страховой и специальный страховой стаж Штепа О.С. не включены периоды работы с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир», с 02.04.2004 по 29.10.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты ООО «ЭФРА», с 07.02.2007 по 05.08.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016 в должности огранщик алмазов в бриллианты ООО «С.Д.Даймонд».
Истец не согласен с решением пенсионного органа, поскольку факт его полной занятости в особых условиях труда подтверждается записями в трудовой книжке, справками о работе и заработной плате. В спорные периоды работал полный рабочий день.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил суд признать незаконным решение ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023, обязать ОСФР по Ростовской области включить в страховой стаж следующие периоды: с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир», с 07.02.2007 по 31.12.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016; обязать ОСФР по Ростовской области включить в стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды: с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазовв бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир», 02.04.2004 по 29.10.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты ООО «ЭФРА», с 07.02.2007 по 31.12.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016 в должности огранщик алмазов в бриллианты ООО «С.Д.Даймонд»; назначить досрочную страховую пенсию с 01.11.2023.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 6 июня 2024 года исковые требования Штепа Олега Сергеевича удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023 в части невключения в страховой и специальный стаж спорных периодов работы и отказа в назначении пенсии.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы Штепа Олега Сергеевича: с 06.10.1993 по 12.01.1996 (за исключением 108 дней) в должности распиловщика алмазов, огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь; с 19.03.1997 по 19.11.1998 (за исключением 39 дней) в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь; с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир»;с 07.02.2007 по 31.12.2011 (за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 20.04.2009г. по 20.04.2009г., с 19.07.2010г. по 19.07.2010г.; с 20.08.2010г. по 25.08.2010г., с 06.09.2010г. по 07.09.2010г., с 11.10.2010г. по 11.10.2010г;с 08.11.2010г. по 08.11.2010г..; с 05.03.2011г. по 05.03.2011г.; с 05.05.2011г. по 05.05.2011г.; с 24.05.2011г. по 25.05.2011г.; с 06.06.2011г. по 06.06.2011г.; с 20.06.2011г. по 20.06.2011г.; с 19.07.2011г. по 19.07.2011г.; с 01.08.2011г. по 02.08.2011г..; с 05.08.2011г. по 05.08.2011г.; с 09.08.2011г. по 09.08.2011г.; с 10.11.2011г. по 10.11.2011г.; с 14.11.2011г. по 14.11.2011г.; с 22.11.2011г. по 22.11.2011г.;), 01.12.2016 – в должности огранщика алмазов в бриллианты ООО «С.Д. Даймонд». Также суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области назначить Штепа Олегу Сергеевичу страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.11.2023 года.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Ростовской области просит отменить решение суда, вынести новое решение, которым отказать в исковых требованиях полностью.
В обосновании своей позиции апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не было учтено, что спорные периоды имели место быть на территории Республики Беларусь, за указанный период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались. Также в отношении истца не могут быть учтены спорные периоды работы в страховой стаж, поскольку они не подтверждены формуляром «О стаже работы». Кроме того, не имеется доказательств осуществления работы в должности огранщика алмазов в бриллианты постоянно в течение полного рабочего дня.
Истец Штепа О.С. в заседании судебной коллегии просил решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители ответчика ОСФР по Ростовской области и третьего лица АО «Алмазный мир» в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Дело в отсутствие неявившихся участников процесса рассмотрено в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения истца Штепа О.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие существенные нарушения судом первой инстанции не были допущены.
Как было установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24.10.2023 истец обратился в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023 Штепа О.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия специального страхового стажа, а также страхового стажа требуемой продолжительности.
В страховой и специальный страховой стаж Штепа О.С. не включены периоды работы с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир», с 02.04.2004 по 29.10.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты ООО«ЭФРА», с 07.02.2007 по 05.08.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016 в должности огранщик алмазов в бриллианты ООО «С.Д.Даймонд».
Страховой стаж Штепа О.С. составил 23 года 08 месяцев 05 дней, при требуемом 25 лет, стаж по Списку № 2 - 11 лет 08 месяцев 20 дней.
В материалах дела имеется трудовая книжка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 21.07.1986, выданная на имя Штепа Олега Сергеевича, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в которой отражены сведения о трудовой деятельности Штепа О.С., в том числе о периодах работы с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир», с 02.04.2004 по 29.10.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты ООО «ЭФРА», с 07.02.2007 по 05.08.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016 в должности огранщик алмазов в бриллианты ООО «С.Д.Даймонд».
Из справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.05.2024, выданной ОАО «Гомельское ПО Кристалл» Штепа О.С., следует, что истец работал полный рабочий день с 21.07.1986 по 20.10.1986, с 13.02.1989 по 31.10.1989, с 01.03.1990 по 30.04.1990 в производстве бриллиантов в качестве огранщика алмазов в бриллианты без применения робототехники, с 06.10.1993 по 30.11.1993 в гранильном производстве в качестве распиловщика алмазов, код 17764, с 01.12.1993 по 12.01.1996 в гранильном производстве в качестве огранщика алмазов в бриллианты, код 15418, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в гранильном производстве в качестве огранщика алмазов в бриллианты, код 15418.
Также в материалах дела имеются справки о заработной плате Штепа О.С. в период работы на Гомельском заводе «Кристалл» Республики Беларусь с 1993 по 1998.
В отзыве на исковое заявление АО «Алмазный мир» подтверждает, что Штепа О.С в период с 05.08.2003 по 15.03.2004 работал в АО «Алмазный мир» огранщиком алмазов в бриллианты, что также подтверждается трудовым договором НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05.08.2003, приказами о приеме на работу и увольнении, в которых указано об отнесении данной должности к работе с вредными условиями труда, согласно Списку № 2, расчетными листками. Также в отзыве третьего лица указано, что данный период работы истца подлежит включению в специальный стаж.
Из справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.12.2016, выданной ООО «С.Д.Даймонд», следует, что Штепа О.С. действительно работал в ООО «С.Д.Даймонд» в производственном отделе по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники по профессии: огранщик алмазов в бриллианты 2151100а-15418 в периоды с 07.02.2007 (приказ о приеме НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (приказ об увольнении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.11.2016). Также в справке указано, что работа выполняется постоянно, в течение полного рабочего дня, содержится информация о периодах отпусков без сохранения заработной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФЗ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, на основании чего пришел к выводу о наличии оснований для включения в страховой и специальный льготный стаж для назначения пенсии следующих периодов работы истца:
- с 06.10.1993 по 12.01.1996 (за исключением 108 дней, которые согласно справке от 08.05.2024г. подлежат исключению из специального стажа) в должности распиловщика алмазов, огранщика алмазов в бриллианты Гомельский завод «Кристалл» Республики Беларусь,
- с 19.03.1997 по 19.11.1998 (за исключением 39 дней, которые согласно справке от 08.05.2024 г. подлежат исключению из специального стажа) в должности огранщика алмазов в бриллианты Гомельское производственное объединение «Кристалл» Республики Беларусь,
- с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщик алмазов в бриллианты ОАО «Алмазный мир»,
- с 07.02.2007 по 31.12.2011 (за исключением отпусков без сохранения заработной платы с 20.04.2009г. по 20.04.2009г., с 19.07.2010г. по 19.07.2010г.; с 20.08.2010г. по 25.08.2010г., с 06.09.2010г. по 07.09.2010г., с 11.10.2010г. по 11.10.2010г;с 08.11.2010г. по 08.11.2010г..; с 05.03.2011г. по 05.03.2011г.; с 05.05.2011г. по 05.05.2011г.; с 24.05.2011г. по 25.05.2011г.; с 06.06.2011г. по 06.06.2011г.; с 20.06.2011г. по 20.06.2011г.; с 19.07.2011г. по 19.07.2011г.; с 01.08.2011г. по 02.08.2011г..; с 05.08.2011г. по 05.08.2011г.; с 09.08.2011г. по 09.08.2011г.; с 10.11.2011г. по 10.11.2011г.; с 14.11.2011г. по 14.11.2011г.; с 22.11.2011г. по 22.11.2011г.;), 01.12.2016 - в должности огранщик алмазов в бриллианты ООО «С.Д. Даймонд».
Поскольку общая продолжительность специального страхового стажа истца на день обращения к ответчику за назначением пенсии с учетом включенных судом периодов составит более 12 лет 06 месяцев, а страховой стаж – более 25 лет, суд пришел к выводу о том, что право на назначение досрочной страховой пенсии возникло у истца 01.11.2023, со дня достижения 55 лет.
Установив указанные обстоятельства, суд признал решение ОСФР по РО НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.10.2023 в части не включения спорных периодов работы Штепа О.С. в страховой и специальный стаж незаконным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая их мотивированными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного Федерального закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также – Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
При новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников Соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, пенсионные права которых приобретены на территории Республики Беларусь, регулируются Договором между Российской Федерации и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, который вступил в силу с 29 марта 2007 года.
В соответствии со статьями 2, 3 Договора настоящий договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (п. п. 3 п. 1 ст. 3 Договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
В силу статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 1).
В случае если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.
При этом подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляется в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующему страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 24.09.2018 № 81-КГ18-18, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 1 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Абзацем 2 указанного пункта установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке истца НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 21.07.1986, выданная на им Штепа Олега Сергеевича, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в ней отражены сведения о трудовой деятельности Штепа О.С., в том числе о периодах работы с 13.03.1992 по 07.09.1993 в должности формовщика-резчика в Гомельжилстрой, с 06.10.1993 по 12.01.1996 в должности огранщика алмазов в бриллианты на Гомельском заводе «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в должности огранщика алмазов в бриллианты в Гомельском производственном объединении «Кристалл» Республики Беларусь, с 05.08.2003 по 15.03.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты в ОАО «Алмазный мир», с 02.04.2004 по 29.10.2004 в должности огранщика алмазов в бриллианты в ООО «ЭФРА», с 07.02.2007 по 05.08.2011, 01.12.2016 по 01.12.2016 в должности огранщик алмазов в бриллианты в ООО «С.Д.Даймонд».
Согласно справке № 13 от 08.05.2024, выданной ОАО «Гомельское ПО Кристалл», Штепа О.С. полный рабочий день работал с 21.07.1986 по 20.10.1986, с 13.02.1989 по 31.10.1989, с 01.03.1990 по 30.04.1990 в производстве бриллиантов в качестве огранщика алмазов в бриллианты без применения робототехники, с 06.10.1993 по 30.11.1993 в гранильном производстве в качестве распиловщика алмазов, код 17764, с 01.12.1993 по 12.01.1996 в гранильном производстве в качестве огранщика алмазов в бриллианты код 15418, с 19.03.1997 по 19.11.1998 в гранильном производстве в качестве огранщика алмазов в бриллианты код 15418.
Также в материалы дела представлены справки о заработной плате Штепа О.С. в период работы на Гомельском заводе «Кристалл» Республики Беларусь с 1993 по 1998.
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования и установленных обстоятельств, а также учитывая совокупность представленных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж Штепа О.С. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периодов работы: с 06.10.1993 по 12.01.1996 (за исключением 108 дней, которые согласно справке от 08.05.2024 г. подлежат исключению из специального стажа) в должности распиловщика алмазов, огранщика алмазов в бриллианты на Гомельском заводе «Кристалл» Республики Беларусь, с 19.03.1997 по 19.11.1998 (за исключением 39 дней, которые согласно справке от 08.05.2024г. подлежат исключению из специального стажа) в должности огранщика алмазов в бриллианты в Гомельском производственном объединении «Кристалл» Республики Беларусь.
Оснований не согласиться с изложенной правовой позицией суда первой инстанции судебная коллегия в данной части не усматривает, поскольку выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных по делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды имели место на территории Республики Беларусь, за указанный период страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались – отклоняются как необоснованные.
При назначении страховой пенсии по старости периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, подтверждаются документами, содержащими сведения о трудовом стаже, без легализации. Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, подтверждаются путем направления запросов в адрес компетентных органов этих государств.
Кроме того, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Доводы пенсионного органа о неподтверждении стажа работы истца на территории Республики Беларусь заполненным формуляром «О стаже работы», не предоставленным Единым накопительным пенсионным фондом, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку несоблюдение компетентным органом государства-участника Соглашения процедуры подтверждения стажа на территории Республики Беларусь само по себе не может являться основанием отказа в реализации гражданином его пенсионных прав, если факт его работы на территории указанных государств подтвержден иными представленными в материалы дела достоверными и достаточными доказательствами.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06 июня 2024 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2024 года