ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0003-01-2024-003291-19 |
Дата поступления | 05.02.2025 |
Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
Дата рассмотрения | 20.02.2025 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону |
Номер дела в первой инстанции | 2-2543/2024 ~ М-2027/2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Волкова Елена Васильевна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 20.02.2025 | 15:30 | 204 на Соколова 52 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 05.02.2025 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 28.02.2025 | 16:15 | 28.02.2025 | ||||||
Передано в экспедицию | 03.03.2025 | 09:00 | 28.02.2025 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация муниципального района "город Людиново и Людиновский район" | ||||||||
ИСТЕЦ | Бородкина Наталья Владимировна | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО | 6163013494 | 616301001 | 1026103162579 |
Судья Е.В. Волкова 61RS0003-01-2024-003291-19
дело № 33-2922/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 февраля 2025г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Полищук Л.И., Калашниковой Н.М.,
при секретаре Шипулиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2543/2024 по иску Бородкиной Натальи Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта проживания, назначении досрочной страховой пенсии по старости по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2024г.,
Заслушав доклад судьи Калашниковой Н.М., судебная коллегия
установила:
Бородкина Н.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – ОСФР по Ростовской области) об установлении факта проживания, назначении досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование требований, что 13.04.2023 обратилась в суд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.01.2024 Бородкиной Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что право для досрочного назначения страховой пенсии у истца отсутствует.
Полагая данный отказ незаконным, истец просила суд установить факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.10.2023 (л.д. 5-8).
Определением суда от 26.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального района «город Людиново и Людиновский район» (л.д. 133).
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2024 г. исковые требования Бородкиной Н.В. удовлетворены. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить в страховой стаж Бородкиной Н.В. период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 19.08.1988 по 04.03.2006 и назначить Бородкиной Н.В. досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста в соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.10.2023 (л.д. 145-158).
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Ростовской области читает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют документы, достоверно подтверждающие факт проживания Бородкиной Н.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, ответчик в жалобе обращает внимание на то, что суд резолютивной части обязал ОСФР по Ростовской области включить в страховой стаж Бородкиной Н.В. периоды проживанию в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но само по себе проживание на указанной территории не является основанием для включения периода в страховой стаж, его установление необходимо для определения права на назначение досрочной пенсии, данный период не подлежит зачету в страховой стаж на основании проживания. При этом в резолютивной части решения отсутствует указание на установление факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Также ответчик указывает на то, что в резолютивной части решения указана некорректная дата, с которой Бородкиной Н.В. следует назначить досрочную пенсию, считает, что вместо даты 01.10.2023 должна быть указана дата обращения истца за назначением пенсии 25.10.2023 (л.д.169-170).
Бородкиной Н.В. в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по Ростовской области - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом (л.д.188-190).
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Просаднеева Д.В., действующего по доверенности от 18.02.2025, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для изменения решения суда первой инстанции.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 установлено, что гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, а именно, возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона № 1244-1).
Как следует из материалов дела, 13.04.2023 Бородкина Н.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 66-70).
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 26.04.2023 Бородкиной Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что право для досрочного назначения страховой пенсии у истца отсутствует, поскольку право на назначение пенсии возникнет у истца не ранее 19.09.2023 по достижении 52 лет, при условии проживания не менее 3-х лет в зоне с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 63-65).
25.10.2023 Бородкина Н.В. повторно обратилась заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.104-108).
Решением ОСФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19.01.2024 Бородкиной Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что право для досрочного назначения страховой пенсии у истца отсутствует. При этом указано, что справка, выданная 17.04.2023 №732 Администрацией муниципального района «Города Людиного и Людиновского района», где указаны периоды проживания на территории зоны проживания, с льготным социально-экономическим статусом, выданной на основании справки паспортного стола ООО «Жилье» б/н от 17.04.2023 и паспорта. Однако, данная справка оформлена не надлежащим образом, не имеет регистрационного номера, подписана должностным лицом начальником паспортного стола, заверена печатью ООО «Жилье». Ввиду изложенного, ответчик посчитал, что данный документ не подтверждает факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 89-92).
Полагая данный отказ незаконным, истец обратилась в суд с требованиями об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01.10.2023.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что истцом представлены доказательства, подтверждающие, что в период с 19.08.1988 по 04.03.2006 она проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, который на основании Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН относился к территориям радиоактивного загрязнения.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для назначения Бородкиной Н.В. пенсии по старости и их правовым обоснованием.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.
Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24).
Аналогичная норма содержится в пункте 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н.
Из материалов дела следует, что ФИО1 (Аничева) Н.В. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, место рождения: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.21).
В 1988 году окончила среднюю школу №2 г. Людиново Калужской области и поступила в Брянский институт транспортного машиностроения и в 1994 году окончила полный курс указанного институту (л.д. 19,20).
Согласно записям в трудовой книжке истца серии АТ-IV НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 19.08.1988 она была принята на работу в Людиновский тепловозстрой, 01.07.1991 уволена в связи с переводом в СКБТ ПО «Людиновтепловоз» по п.5 ст. 29 КЗоТ РСФСР; 01.07.1991 принята в СКБТ ПО «Людиновтепловоз», 26.07.1995 уволена по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ (л.д.12).
08.08.1995 Бородкина (Агеева) Н.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 17, 28-36, 76-77).
Согласно справке ИМНС России по г. Людиново от 06.11.2003 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, Агеева Н.В. уплачивала социальный налог за период 01.01.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 31.12.2002 (л.д. 18).
Смена фамилии с Агеевой на Бородкину Н.В. подтверждается свидетельством о расторжении брака и свидетельством о заключении брака (л.д. 22,23, 75).
Согласно справке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.04.2023, выданной Администрацией муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», Бородкина Н.В. в период с 26.04.1986 по 07.08.1990, с 21.08.1990 по 13.11.1998, с 24.11.1998 по 04.03.2006 проживала в г. Людиново Людиновского района Калужской области на территории с плотностью загрязнения радиоактивного загрязнения почвы цезием -137 от 1 до 5 Ки/кв.км. зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом согласно постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 №107 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 15,80).
Согласно справке начальника паспортного стола от 17.04.2024, Бородкина Н.В. была зарегистрирована в г. Людиново: с 04.06.1985 по 07.08.1990 по адресу: г. Людиново, ул. Попова, 35-37, с 21.08.1990 по 18.12.1992 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН28, с 18.12.1992 по 13.11.1998 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН7, с 24.11.1998 по 04.03.2006 по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 16, 80).
Согласно справке ОСФР по Калужской области от 03.05.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ИП Бородкиной (Агеевой) Н.В. в период с 08.08.19995 по 31.12.1997 включительно производилась уплата страховых взносов. В период с 01.01.1998 по 20.03.2006 уплата страховых взносов не производилась (л.д. 88).
Таким образом, в материалах дела имеются документы, достоверно подтверждающие факт проживания Бородкиной Н.В. с 19.08.1988 по 04.03.2006 в зоне с льготным социально-экономическим статусом: Калужская область, Людиновский район, г. Людиново.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют документы, достоверно подтверждающие факт проживания Бородкиной Н.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции исследованы доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана им надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
Кроме того, как следует из ответа Администрации «Город Людиновой и Людиновский район» от 23.07.2023 №1728-24, по факту выдачи Бородкиной Н.В. справки НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.04.2023, в Журнале регистрации справок о проживании в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом», на основании выписки из домовой книги и выписки из карточки учета, содержится запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.04.2023 о выдаче справки Бородкиной Наталье Владимировне, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Оригинал справки находится на руках у Бородкиной Н.В.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», город Людиново Калужской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 года (л.д. 142).
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Вместе с тем, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что вопреки изложению в резолютивной части, само по себе проживание на указанной территории не является основанием для включения периода в страховой стаж, вместо даты назначения пенсии с 01.10.2023 должна быть указана дата обращения истца за назначением пенсии с 25.10.2023, заслуживают внимания, решение суда подлежит изменению.
В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Как следует из искового заявления, Бородкина Н.В. просила установить факт проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом: Калужская область, Людиновский район, г. Людиново.
Представленными в материалы дела доказательствами, (трудовой книжкой истца серии АТ-IV НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, свидетельством о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 08.08.1995, справкой ИМНС России по г. Людиново от 06.11.2003 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, справкой НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.04.2023, выданной Администрацией муниципального района «Город Людиново и Людиновский район», справкой начальника паспортного стола от 17.04.2024) подтверждается факт проживания Бородкиной Н.В. на территории с льготным социально-экономическим статусом с 19.08.1988 по 04.03.2006.
Между тем, суд, разрешая спор, ошибочно указал на включение данного периода в страховой стаж.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона №400-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";
12) период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - период пребывания в добровольческом формировании).
Как видно из приведенных нормативных положений, перечень периодов, подлежащих включению в страховой стаж, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В указанном перечне период проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, не перечислен, следовательно, оснований для его включения в страховой стаж у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Принимая во внимание, что Бородкина Н.В., 19.09.1971 года рождения, достигнув необходимого возраста 52 лет, имея необходимый страховой стаж, обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 25.10.2023, представив необходимые документы, однако органом пенсионного обеспечения ей необоснованно было отказано в назначении пенсии, судебная коллегия приходит к выводу, что право на назначение пенсии у нее возникло с 25.10.2023.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2024г. следует изменить, изложив резолютивную часть в новой редакции, поскольку при вынесении решения судом неправильно определенны обстоятельства, имеющие значение для дела, решение суда принято с нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 26 августа 2024г. изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Установить факт постоянного проживания Бородкиной Натальи Владимировны на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 19.08.1988 года по 04.03.2006 года г. Людиново Калужской области. Признать право на назначение пенсии по старости на основании Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со снижением пенсионного возраста, обязав Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО назначить Бородкиной Наталье Владимировне пенсию по старости на основании Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации е следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 25 октября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 февраля 2025 года.
